Принцип светофора в косметике
Если до сих пор у вас были трудности с выбором натуральной косметики, надеюсь, после этой статьи они исчезнут.
В современном мире натуральный уход за собой набирает обороты с каждым годом. Наряду с признанными производителями вроде Dr.Haushka или Bema Cosmetici и др., все чаще появляются бренды, позиционирующие свою продукцию как «натуральную», а в нашей стране любая косметика, которая содержит какой-то растительный препарат (например, отвар ромашки), уже может считаться натуральной. Как простому потребителю не потеряться в этом многообразии и понять, что перед вами: настоящая натуральная косметика или подделка? Давайте разбираться вместе.
Отличить одно от другого просто — для этого нужно знать принцип светофора в косметике. Его суть предельно проста: вся косметика подразделяется на три вида, соответствующих цветам светофора. Этот принцип разработала известный немецкий эксперт и консультант по натуральной косметике Эльфрида Дамбахер, которая ещё в 1984 году открыла в Берлине первый специализированный магазин натуральной косметики. На основе предложенного ею принципа светофора в Германии в 2008 году была разработана концепция, которая позволила классифицировать абсолютно всю косметику. Вот она.
КРАСНЫЙ: обычная косметика
Тут особых сложностей нет. Продаётся везде и составляет большую часть рынка косметики. Производится по принципу: что не запрещено, то разрешено. В составе присутствуют химические компоненты, потенциально опасные для здоровья, но разрешённые законодательством страны-производителя. Иногда в составах такой косметики можно обнаружить даже запрещённые ингредиенты, правда, это под силу только профессионалам. Такая косметика может быть как общедоступной, которой завалены полки магазинов, так и бренды из люксового сегмента. В подобного рода косметике более половины стоимости средства приходится на рекламу и только около 10% — на себестоимость составных ингредиентов.
Проведите простой эксперимент. Возьмите свой шампунь, крем для лица, тоник, дезодорант — несколько средств, которыми пользуетесь каждый день, — и проверьте каждый ингредиент на сайтах cosmobase.ru или ekokosmetika.ru. Наверняка после этого вы решите навсегда избавиться если не от всех, то от некоторых продуктов точно.
Марки красной категории: L’Oreal, Lumene, Nivea, Lancôme, Schwarzkopf, Johnson&Johnson, Черный жемчуг, Avon, Oriflame, Mary Kay и т.п. В общем, большая часть ассортимента «РИВ ГОШ», «Л’Этуаль» и пр.
ЖЁЛТЫЙ: псевдонатуральная косметика
Именно с этой категорией зачастую возникает путаница. L’Occitane, LUSH, The Body Shop, Yves Rocher, Organic Shop, Planeta Organica— кто из вас считает эту косметику натуральной? По моему опыту, таких людей сегодня немало. На самом же деле эта косметика не имеет ничего общего с истинно натуральной. В их косметических средствах натуральные компоненты, масла и экстракты, используются вместе с ингредиентами, категорически не допустимыми в экокосметике. Многие производители поддерживают заблуждение покупателей о натуральности их продукции, придумывая всяческие хитрые уловки. Кто-то лепит на упаковке всевозможные зеленые листочки, деревья и прочую «зеленую» символику, кто-то искусно зашифровывает в составе недружелюбные ингредиенты под видом разных косметических основ. Каждый действует в меру своей фантазии и добропорядочности. Есть потенциально опасные ингредиенты, которых надо избегать в любом случае — их названия пора запомнить (смотрите список на сайте cosmobase.ru или ekokosmetika.ru). Я говорю о SLS, PEG, химических консервантах вроде метилизотиазолинона и метилхлороизотиазолинона, а также дешёвых минеральных маслах: парафине, вазелине, силиконах и пр.
Справедливости ради замечу, что производители псевдонатуральной косметики в последние годы всё чаще отказываются от использования парафина, силиконов, парабенов, а также от испытаний на животных. Скажу больше: некоторые марки имеют отдельные средства, которые прошли экологическую сертификацию и по праву относятся к категории «натуральная косметика». Такие продукты есть у Green Mama, Natura Siberica и пр., однако относить весь бренд к натуральной косметике неправильно.
Марки жёлтой категории: Caudalie, LUSH, L’Occitane, The Body Shop, Чистая линия, Green Mama, Kneipp, Korres, Natura Siberica, Organic Shop, Planeta Organica, Yves Rocher.
ЗЕЛЁНЫЙ: натуральная и органическая косметика
Моя любимая категория
Настоящая натуральная косметика предполагает полный отказ от потенциально вредных веществ в своем составе. В такой косметике не должно быть некачественного дешёвого сырья (парафина), продуктов нефтепереработки, минеральных масел и силиконов; парабенов и других сомнительных консервантов (допускаются натуральные и идентичные натуральным консерванты из ограниченного списка). В составе натуральной косметике не должно быть продуктов животного происхождения, полученных от мёртвых позвоночных животных. Кроме того, натуральная косметика не тестируется на животных — это золотое правило производителей.
В своем секторе такая косметика также имеет иерархию. Так, например натуральную косметику высшего уровня называют ОРГАНИЧЕСКОЙ. Она отвечает максимально строгим требованиям к составу. В её состав должно входить не менее 95% натуральных ингредиентов. Остальные 5% состава могут быть синтетическими, но только при условии, что они не входят в список запрещенных к использованию компонентов. Этот список у каждой сертифицирующей организации свой, но общим является то, что без данных синтетических компонентов наша косметика будет иметь срок годности не больше недели.
В магазинах вы можете встретить косметику, которая соответствует всем принципам натуральной, но не проходила экологическую сертификацию. К таким маркам относится российская «Ми&Ко», американская 100% Pure, немецкая Annemarie Boerlind. Как правило, производители не сертифицируют такую косметику, потому что и без того уверены в составах и просто не хотят тратить деньги на проверки, всё-таки процедура дорогостоящая. Но некоторые бренды всё же планируют получить экологический сертификат, для них это вопрос времени.
Бренды этой категории: Accorelle, Argital, Aubrey Organics, Bema Cosmetici, Biofficina Toscana, Cattier, dizao organics, Dr. Hauschka, Dr. Scheller, Florame, Gamarde, Lavera, Living Nature, Logona, Melvita, Natura Siberica (как я и говорила выше, часть продукции этого российского бренда прошла сертификацию), Neobio, NONICARE, Organic Essence, Organic People, Phyt's, Santaverde, Urtekram, Weleda, ZAO и др.
А теперь проверьте, косметика из какого сегмента стоит на ваших полочках.